суббота, 16 ноября 2013 г.

Гинекология: новые горизонты в терминологии...

Решил поделиться своей грандиозной работой и новыми патентными открытиями в медицинской терминологии.

Вчера, в пятницу, был операционный день у гинекологов, и я, как и положено интерну - с ними. После кесаревого, двух удалений маток - напоследок было конусовидное иссечение шейки матки у 33-летней женщины, у которой нашли ПЗР...  Что такое ПЗР?!, - скажите вы.

ПЗР - это новый термин, который открывает новую эру в терминологии русскоязычного мира медицины и который введён мною вчера.
Означает: Первичный Зарождающийся Рак.
Синонимы? Старая, черти-какая, терминология - как то: "рак in situ" и "рак на месте".

Конечно, всё это шутки, но я ввёл ещё и много других аббревиатур/акронимов, посмотрите в табличке ниже...

А началась вся история с того, что в конце коротенькой операции, когда я на прощание сделал себе фотографию,
Луис, в силу симпатии ко мне, рассказал быстренько ситуацию с проблемой рака шейки матки в Испании и набросал мгновенно такую табличку, улыбнулся, и мы распрощались.





Я, когда мне кто-то шпарит нефиг-что, обычно потом хочу разобраться, что же мне он такого намолол.

На мой вопрос, что значат эти буквы, сказал, что что-то от английского и на испанском правда объяснил суть...


Когда начал разбираться, то родилась такая табличка, ну я ниже прокомментирую, что же там такого, а пока посмотрите, что я наваял:
Акро́ним / Acrónimo
English
Español
Русский




ASCUS


Atypical
Squamous
Cells of
Undetermined
Significance
Cambios Atípicos en las Células Escamosas que No pueden ser Específicamente Clasificados
Acrónimo del Dr.Kurnat
CACENEC

Атипичные
Плоские
Клетки
Неясного
Значения
Акрóним Дрa.Курнатa
АПКНЗ




AGUSAGS


Atypical
Glandular cells of
Undetermined Significance)
Cambios Atípicos en las células Glandulares que No pueden ser Específicamente Clasificados
Acrónimo del Dr.Kurnat
AGNEC

Атипичные Железистые
Клетки
Неясного
Значения
Акрóним Дрa.Курнатa
АЖКНЗ




CIN





Cervical
Intraepithelial
Neoplasia


Neoplasia
Intraepitelial
Cervical
Acrónimo del Dr.Kurnat
NIC

Цервикальная Интра (Меж)эпителиальная Неоплазия
Акрóним Дрa.Курнатa
ЦМН



CIN1 LSIL

Grade I
Low grade
Squamous
Intraepitelial
Lesiоn
Leve
Acrónimo del Dr.Kurnat
NIC-L LIEB
Lesiones Intraepiteliales Escamosas de Bajo grado
Дисплазия СЛабой Степени
Акрóним Дрa.Курнатa
ЦМН-СЛС
Незначительные Изменения Плоских клеток в Интра(Меж)эпителии



CIN2 HSIL

Grade II
High grade
Squamous
Intraepitelial
Lesiоn
Media
Acrónimo del Dr.Kurnat
NIC-M LIEA
Lesiones Intraepiteliales Escamosas de Alto grado
Дисплазия СРедней Степени
Акрóним Дрa.Курнатa
ЦМН-СРС ЗИПМ
Значительные Изменения Плоских клеток в Интра(Меж)эпителии




CIN3 HSIL CIS

Grade III
High grade
Squamous
Intraepitelial
Lesiоn
Carcinoma
In
Situ
Grave
Acrónimo del Dr.Kurnat
NIC-G LIEA ☰ CIS
Lesiones Intraepiteliales Escamosas de Alto grado
Carcinoma
In
Situ
Дисплазия Тяжелой Степени
Акрóним Дрa.Курнатa
ЦМН-ТС ЗИПМ ☰ ПЗР
Значительные Изменения Плоских клеток в Интра(Меж)эпителии [ Рак in situ Рак на месте ]
Первичный Зарождающийся Рак
Короче, ситуация простая.
Как и всё в нашей медицине (потому что она так далека от совершенства, а продвижение к вершине творчества так медленно), усложнения идут от самих медиков, которые на сотнях языков лепят, кто во что горазд. Я тоже решил слепить, пока разбирался.
Но объясню по-простому.
Так вот. Так уж создал Бог женщину, что в шейке матки её слизистая переходит из одного вида в другой. Вообще-то этих видов слизистой полно: в носу, в ухе, в глазу, да где угодно, ну а здесь так уж нужно было - тоже своя. Ну а там, где переход - получилось слабое место при творении, не предусмотрено чего-то было...
А почему слабое - а потому что очень часто именно там зарождается рак. При чём так медленно, что может до 15 лет сидеть, пока не начнёт финальное шествие - быстро расти и давать метастазы.

Да ещё и вирус какой-то там очень даже задействован, а какой-то папа "николай" даже придумал, как его обнаружить, как раз в первый год 2-й мировой... Ну и пошло поехало.
А что же пошло-поехало?
А то, что все, кому не лень, бросились избавлять женщин от этой ошибки природы и её страшных последствий - рака шейки матки.

В Испании дошли до того, что уже пять лет (с 2008) всех 14-15-летних девочек прививают от этого чёртового вируса, чтоб он, значит, рак не вызывал, и так хороша оказалась это штука, что до 30 лет их даже уже и не смотрят - гарантия аж на 15 лет. Если вы захотите привиться от нечего делать, спасая себя от риска, то вакцинка обойдётся в 500 €. Испанским подросткам женского пола повезло: им бесплатно.

Ну а потом всех женщин (а тех, кто не привит - то и раньше 30-ти) постоянно и бесплатно смотрит гинеколог: берут мазки, чтобы посмотреть на те самые клетки слизистой, и ещё на вирус этот зловредный. А цитологи уже высматривают клеточки - не изменены ли?
Тут и начинается чехарда.
Aмериканцы, как пионеры, понапридумывали своих сокращений.
Испанцы - где своих, а где повторяя американцев.
Hу а русские - вообще: кто во что горазд.
Хоть я и хохол, но об украинском я уже и не говорю...

Вот я и внёс свой посильный вклад в испанскую и русскую терминологии.
Патентовать не буду, неохота, но кому нравится - пользуйтесь на здоровье.
А я в понедельник дам нашим гинекологам: пусть наконец-то внедряют свою, родную, испанскую терминологию. Ну если захотят - могут дать ссылку на автора, ну т.е. на меня.

На этом заканчиваю.
Как всегда, написал под вдохновением графомана, ну а что вышло - так пусть и будет.
Да, это ещё не отчёт о гинекологии. Когда закончу (до декабря), напишу - что созреет на тот момент...

И последнее. Если будут предложения и замечания от гинекологов - особо не предлагать, всё равно это шутка, а я ещё переговорю с Арменом, это мой друг, гинеколог с Армении, что он скажет... Если что-то интересноe - добавлю в комментариях:-))

2 комментария:

  1. Вот за что Вас люблю,так это за умение вносить ясность даже в самые запутанные темы.Со "школьной скамьи"не люблю я эту гинекологию.Но ,как говорил М.Горький,кто ясно мыслит,тот ясно излагает.
    Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот спасибо!!! Хоть один человек оценил такой глобальный труд и такие новшества от меня)))

      Удалить