суббота, 11 мая 2013 г.

Неврология + подведение некоторых итогов за один год

Ещё недавно я отсчитывал месяцы, а уже прошёл год.

Pовно сегодня закачивается годичный контракт с Национальной Системой Здравоохранения Испании, который, если меня оценят успешно, продлится ещё на один год: такое условие четырёхгодичного условного контракта - продлевается он каждый год.

За год, и как в любом новом месте, где начинаешь жить или работать, - привыкаешь, узнаёшь, знакомишься, обживаешься и вживаешься, и наконец - можешь сказать: я уже знаю, как нужно поступать и что нужно делать, чтобы жить комфортно и с наименьшими затратами негативных эмоций (как в армии, короче, кто был - знает).
У меня вообще-то врождённое чувство внедрения в любую среду, поэтому мне легче.
Другие же мои, скажем так - "однокурсники" (по интернатуре), не все вжились.

Например, Мария Хэсус.
50-тилетняя испанка, похоже висит на грани отчисления.
Чем же так "провинилась" Мария Хэсус?!
Ну вот некоторые недостатки Марии Хэсус:
  • - вместо того, чтобы приходить на 8ºº или 9ºº (в зависимости от того, когда появляется твой куратор), она приходит на 9:30 или на 10:30, оправдываясь тем, что не смогла уснуть, например, до 2-х, а поэтому утром не могла проснуться; 
  • - за целый год, чтобы написать что-то в истории больного, в компьютерной программе скорой помощи, она наклоняется на 10 см к клавиатуре, поверх очков почему-то, смотрит, выискивая нужную буковку, затем одним пальчиком щёлкает... Так же наступает черёд другой буковки... При таком подходе, если ваш покорный слуга за 24 часа дежурства смотрел до 24 больных скорой помощи, то Мария Хэсус - 4 !!! При этом посмотреть попу больного она звала меня, так как не знала, как это сообщить больному, что нужно заглянуть в очко ему, извините за выражение; 
  • - ну и кроме всех остальных странностей этой женщины, она ещё и всегда и всем доказывает свою правоту и на всё у неё находятся оправдания.
Закончилось это тем, что коллектив скорой помощи потребовал от нашего руководства, чтобы её не допускали к дежурствам, так как она всё равно там ничего не делает, а 10 € в час ей правительство платит, поэтому они с этим несогласны и видеть её на скорой - не хотят.
Мария Хэсус наняла адвоката... посмотрим - чем это закончится.
Кроме того, почти всё кураторы, где проходила ротации Мария Хэсус, оценили её на 0 (шкала от 0 до 3). Ясно, что при хроническом опаздывании на час, это очень легко оценить человека не только по пунктуальности (один из типов оценки), но и по остальным: желание освоить, интерес к ротации, уровень усвоенного, и т.д.

Для себя же пришлось сделать некоторые выводы:
  • - не брать и не подписываться на все курсы, которые вам предлагают бесплатно, иначе вы только будете и делать, что после работы сидеть на курсах; 
  • - не переживать за то, что не знаете чего-то по той или иной специальности, а потихоньку учить самое базовое, ну например - что будешь делать у больного с одышкой?, что будешь делать у больного с болью в животе?, - о чём говорят те или иные базовые показатели анализов?, - ну и т.д, т.е. то, что нужно тебе в практической жизни;
  • - не ожидать, что кто-то тебя чему-то научит: кураторам за это никто ничего не платит, поэтому то, что видишь и слышишь, находясь с ними - запоминай и фиксируй, но то, что тебе нужно в практической жизни - ищи сам, проверяй, многие сами ошибаются и не знают, если не сталкиваются с этим ежедневно;
  • - в любом случае само пребывание в интернатуре, если ты имеешь желание, уже полезно, даже если вечерами ты не будешь учить ничего: система организована так, что кругозор твой расширяется значительно - независимо от твоих усилий; 
  • - никого не обманывай: в Испании нет кумовства, сватовства, ещё каких сплетен и пр. "наших" характеристик обстановки на работе. Если работаешь на совесть - никто тебе ничего плохого не сделает, но если волынишь - а такие есть, это сразу же замечается (говорю о работе на скорой помощи). 
Ну вот и всё: в общем-то я доволен, но эйфории никакой не испытываю, потому что знаю, что существуют работы более выгодные, требующие меньших усилий, но это мой выбор, к которому меня обязала существующая обстановка на рынке труда для врачей в Испании, поэтому нужно тянуть лямку.

Для молодых же, я думаю, это (я имею ввиду интернатуру-МIR в Испании) - сущая лафа : узнаешь всего кучу, постоянно в развитии, интересно, захватывающе, чувствуешь себе богом, кайфуешь... - ха-ха-ха-ха-ха, заговорился... Для моих же 50 лет уже как-то нет того энтузиазма, хотя и я иногда кайфую от того или иного курса, хотя это и редко бывает.

***

Ну и об НЕВРОЛОГИИ...

Неврологов ( а по-нашему - невропатологов) у нас - два. Хосэ Антонио Оливан - хороший 40-летний молодой папаша, и Элена Муньоз - хорошая, такая же 40-летняя, молодая мамаша. Хосэ Антонио заправляет - как бы главный, к тому же он числится куратором по госпиталю для интернов по внутренним болезням, т.е. организовывает 30-минутные еженедельные утренние "докладики" такие, которые мы делаем по очереди между всеми интернами (нас 17 на данный момент), курсы  - т.е. лекции, которые иногда нам дают те или иные специалисты, ну и всякие бумажные дела.

С Хосэ Антонио я познакомился ещё в первые дни моей новой жизни, когда играл в футбол за команду райбольницы против команды райполиклиники. А-ха-ха-ха-ха, после этого я месяц страдал люмбалгией...

В общем месяц (март) я бегал хвостиком: 7 дней - за Эленой, и 15 дней - за Хосэ Антонио.
Хосэ Антонио приходит в госпиталь пунктуально - на 8ºº, или даже на 5-10 минут раньше. Меня эта пунктуальность немного бесила, потому что я, чтобы дать в пику, приходил ещё раньше, и когда в кабинет, в предпочитаемой им пижаме входил Хосэ Антонио,  (другие, за исключением хирургов, носят халаты, а он - пижаму...), я уже сидел, тоже в пижаме, за столом, и с умным видом почитывал что-то в моей тетрадочке. Не знаю уж, как там он оценит меня (потом напишу), но за пунктуальность уж у меня высшая оценка обеспечена.

Ну а потом так.
Быстренько смотрим неврологических больных, их обычно больше трёх не было (боль в спине невролог у них не лечит, этим занимаются травматологи и нейрохирурги), в основном "инсультники" и что-нибудь редкое, как синдром Гийен(а)-Барре например, и затем поднимаемся в кабинет УЗИ неврологии, где он смотрит ещё пару больных на предмет ревизии проходимости сонных артерий. После это наступает перерыв, кофе, перекур, а наступает он таким образом, что где-то в 9:30 Хосэ Антонио мне объявляет, что увидимся в 10:30  в кабинете, где он проводит свой приём (ежедневно проходит около 15-20 больных). Очередь небольшая - 1-2 месяца, это если первичные или же просит участковый посмотреть. Повторяю, если что-то срочное, то больной попадает на скорую, где уже решают, нужен ли ему осмотр невролога или нет.

Особенность испанской системы здравоохранения: всем больным с малейшими нарушениями неврологического характера, без исключения, БЕСПЛАТНО, делают или компьютерную томографию (КТ), или магнитноядерный резонанс (МЯР). Короче, если у вас болит голова, и несмотря на лечение участкового врача, она всё равно болит, вас направляют к невропатологу, а там - КТ или МЯР. Нет ничего - до свидания, опять к участковому. Уж среди всех существующих лекарств он найдёт вам подходящее лечение. Нет - в Отделение Боли (Unidad de Dolor): больной в Испании не может страдать от боли!

Что было чаще всего на приёме:
- головная боль
- деменция
- сенильная деменция
- Болезнь Альцгеймера
- рассеянный склероз
- Болезнь Паркинсона
- эпилепсия
ну и конечно впервые выявленные неврологические нарушения.

Народ в Испании очень образованный: например, две дочери лет по 60 приводят 85-летнего отца на консультацию к невропатологу, чтобы он его проверил. Какой же мотив? Стал вместо двух чарочек - пить три, иногда и больше, вступает в споры с женой, не идёт на поле (куда ему раньше очень нравилось ходить и что-то там делать, поратьcя  - как у нас на Украине говорят). Хосэ Антонио делает ему тесты на проверку памяти - всё о-кэй, проводит полное неврологическое исследование побыстрячку - всё о-кэй, и назначает ему что-то от депрессии, анализы через три месяца и повторный осмотр. Вот это дед! Я думаю, фиг он будет пить те таблетки. Дочек точно нужно лечить. Или же выпивает он не четыре рюмочки, а четыре стаканчика, т.е. тихий алкоголик.

Второй случай со скорой. Звонят на приём со скорой, просят проконсультировать больного. Идём. Румын, 50 лет, почти не говорит на испанском, участковый направил на скорую, потому что жалуясь на боль в ноге, врач выявил у него односторонний слабенький паралич руки/ноги. Поговорить не удается, быстренькое обследование, точно, рефлексы слабенькие, потеря силы, чувствительности - всё с одной стороны. Быстренько на УЗИ - посмотрели сонные артерии - всё о-кэй. Ладно, сканер, по скорой - без очереди. Сканер - через два часа - звонят уже в кабинет - опухоль, астроцитома, самая плохая, или одна из... На койку. Через два дня - на скорой - в Сарагосу на приём к нейрохирургу. В тот же день возвращается, операция назначена через месяц, пока под наблюдение участкового, с лечением только от боли, если нужно... Румын не знаю, вообще понял что-то или нет... Кушал, смеялся, никто к нему так и не приехал. Сам и уехал с папкой документов.

Ну и последнее - о положении с острыми нарушениями мозгового кровообращения (ишемическими - сосуд закрылся, и кровь не поступает, и геморрагическими - наборот, прорвался и "залило" мозги...)...

Есть у них такое понятие - называется Codigo Ictus.
Хотя это и не решает проблему инсультов абсолютно, но разница между Украиной и Испанией - огромнейшая!

Система такая: все, у кого внезапно произошли какие-то неврологические изменения (не говорит, отнялась рука-нога, перекосило лица и т.п.) должны в 3 часа быть доставлены в гемодинамический центр, где им под строгим контролем проводить разжижение крови - гемолиз. Ну не все так просто, попробуйте это организовать. Так вот в Испании это уже всё организовано, работают страницы, телефоны, скорые, и например, если скорая нам привозит старушку, которой перекосило лицо, и прошло 10 минут с начала этих изменений, то включается код иктус и начинается вертеться система: МЯР (магнитноядерный резонанс), кровь, описание, койка по телефону, и вот остаётся ещё 1,5 часа и мигающая мигалками скорая уже повезла старушку в центр гемодинамики - разжижать тромб или атеросклеротическую бляшку.
Раньше ведь инсультникам что делали? Ложили, кололи препараты, улучшающие кровообращение в мозгу, и надеялись на чудо. Сейчас, когда на одного гемодинамиста приходится два больных, им льют под контролем ежечасных анализав гемолитики, и очень часто спасают от инвалидности. В многих центрах уже есть и разжижение под рентгенконтролем: вводят зонд до самого тромба и или удаляют, или же прямо на него льют кроверазжижающие препараты.
Вот фильм, который чётко объясняет эту технику. Во всех очень крупных городах Испании это есть, и проводится бесплатно.                         Называется
ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ ИНСУЛЬТА

Комментариев нет:

Отправить комментарий